
Ветеринария и животноводство №20 (октябрь) 2013
Компания «Коудайс МКорма» осуществляет свою деятельность на российском рынке без малого 20 лет. За это время компания прошла и огонь, и воду: лихие 90-е, два серьезных кризиса, падения, а сегодня и подъем сельского хозяйства, времена без конкуренции и наоборот, жесткой конкуренции. И, тем не менее, «Коудайс МКорма» работает, развивается и покоряет новые высоты. Сегодня компания предоставляет полный комплекс услуг по организации кормления сельскохозяйственных животных и является одним из лидеров в области производства и реализации премиксов, концентратов и престартеров в России и за ее пределами.
Известно, что корабль никогда не удержится на плаву и не сможет победить морскую стихию без сильного капитана и хорошей команды. Так и в бизнесе. Чтобы узнать секрет успешной работы «Коудайс МКорма», мы поговорили с Максимом Анатольевичем Сазоновым, генеральным директором компании – капитаном этого «корабля».
– Максим Анатольевич, расскажите о том, как появилась компания «Коудайс МКорма»?
– Наша компания – это совместное российско-голландское предприятие, образовавшееся на базе двух компаний. Одна из них – голландская корпорация «De Heus», которой вот уже 100 лет управляет семья De Heus. Недавно в честь юбилея, за безупречную репутацию и качественную продукцию ей присвоили титул «Королевской компании». А вторая – это «МКорма», эксклюзивный поставщик продукции «De Heus» в России c 1994 года.
– Откуда тогда в названии появилось «Коудайс»?
– Да, название требует объяснения. В начале 90-х годов мы занимались экспортом рыбной муки, которую используют в птицеводстве и животноводстве. В 1994 году голландская компания «KOUDIJS» (Коудайс) предложила нам новый продукт – концентрат, который успешно заменял рыбную муку. Мы стали первыми и тогда единственными поставщиками такого продукта на российский рынок. А в 1998 году «De Heus» поглотила «KOUDIJS», но так как эта компания уже давно занималась экспортом и была известна в разных странах, а «De Heus» производили свою продукцию только в Голландии, было решено сохранить название «Коудайс».
– То есть Вы уже почти 20 лет на рынке. Немалый срок. Что Вы можете назвать своим самым большим успехом?
– Мы 20 лет на рынке – и это уже успех. Некоторые наши клиенты, которые с годами стали партнерами, работали с нами с самого начала. Они развивались вместе с нами и на наших глазах превращались в огромные агрохолдинги, работающие по самым современным технологиям. И сейчас они говорят нам спасибо за долгое и успешное сотрудничество. И мы с радостью разделяем наши совместные успехи.
– Максим Анатольевич, а что Вы считаете Вашими личными достижениями, как руководителя?
– Я себя практически не отделяю от компании, потому что все это время был ее генеральным директором и всегда стремился развиваться в правильном направлении, хотел, чтобы и в России было свое производство. И очень рад, что наконец-то, 3 года назад, оно появилось. Это действительно успех, что мы начали производить продукт, который соответствует всем стандартам качества.
– А с какими трудностями Вы сталкивались за время работы?
– Трудности в основном были связаны с нестабильностью нашего российского рынка. Кризис 1998 года был самым сложным и серьезно ударил по нашей компании. Но мы справились.
– Все мы люди, все ошибаемся… Расскажите о своих ошибках.
– (задумался) Может быть, мы поздно построили свой завод в России. Наши конкуренты начали скупать заводы, что-то производить раньше. А мы запустились только 4 года назад. С другой стороны – всему свое время.
– На что Вы опираетесь в своей работе: опыт, интуиция…
– Это совокупность различных факторов. По многим вопросам мы прислушиваемся к нашим голландским коллегам. Опыт компании «De Heus», конечно, колоссальный. И у нас самих большой опыт работы, на который мы постоянно опираемся. Да и интуиция занимает не последнее место.
– А Вы лично верите в интуицию?
– Интуиция есть у каждого человека. Но слепо ей следовать – это непрофессионально.
– А в удачу верите?
– (улыбается) Верю. Однако жить за счет удачи нельзя. Главное, все-таки, – это труд, большая работа.
– Какие Вы видите перспективы для Вашей компании на сегодняшний день?
– Перспективы в нашем бизнесе серьезные. На протяжении последних нескольких лет сельское хозяйство в странах СНГ развивается довольно стремительно. Лет десять назад появились новые компании, новые холдинги, которые сегодня успешно работают на рынке. До этого времени в России не было производства продукции для кормления сельскохозяйственных животных и птицы.
Мы ставим перед собой серьезные цели: например, в ближайшие 3–4 года хотим стать компанией номер один в Европе по производству премиксов. Сейчас самая большая компания в Европе производит 100 тысяч тонн премиксов в год, а мы – 60 тысяч тонн. Но с внедрением второй производственной линии мы стали способны производить 100 тысяч тонн в год.
– Насколько бизнес, на Ваш взгляд, зависит от человеческого фактора, а насколько – от науки и технологий?
– Бизнес делают люди. К нашей радости, у нас в компании всегда была хорошая команда, поэтому и есть успех. Есть люди, которые делают свою работу, каждый в своем направлении: и технологи, и продавцы, и водители, и управленцы.
– Вы следите за развитием технологий?
– Конечно. Всю основную информацию мы получаем от наших партнеров из Голландии. Не секрет, что они далеко ушли в этом вопросе от России. У компании «De Heus» есть свой технологический, научный отдел, есть тестовые предприятия. Это гигантская работа.
– Сейчас очень актуален вопрос кадров. Существует ли эта проблема в Вашей компании?
– Существует. Сложилась такая ситуация, что сейчас невозможно взять с улицы или переманить из другой компании сотрудника, готового работать с нашими технологиями и в наших условиях. Деятельность слишком специфическая. Студенты выходят из ВУЗов абсолютно неподготовленными. Хотя, конечно, попадаются ребята, у которых есть желание работать.
У нас есть сотрудники, которые работают с самого основания компании – почти 20 лет. Многие из них обучались в компании. Так что, можно сказать, мы сами выращиваем кадры.
– Если у компании есть сотрудники, которые работают с самых ее истоков – это очень хороший показатель, не так ли?
– Да. И мы гордимся этим.
– Готовы ли российские специалисты работать с голландскими технологиями?
– На разных предприятиях по-разному. Есть действительно благодарные, которые с удовольствием перенимают голландский опыт, опыт нашей компании, наших специалистов.
Мы оказываем техническую поддержку не только в области составления рационов или ветеринарии, но и по другим вопросам. Голландцы приезжают и дают советы, что заменить, как оптимизировать производство. Например, приезжают технологи по вентиляции, устанавливают оборудование и сразу обучают, как правильно им пользоваться.
Есть предприятия, которые хотят перенимать опыт и следуют тем рекомендациям, которые мы им даем. А есть хозяйства, которые, вроде, пользуются технологической поддержкой, но не следуют нашим рекомендациям. После предложенного решения существующей проблемы, технологические специалисты возвращаются на хозяйства – но там ничего так и не сделано. Воз и ныне там.
– Как Вы выстраиваете отношения с партнерами?
– Конечно, всегда рассчитываем на долгосрочное партнерство, стремимся выстраивать отношения по всей производственной цепи, начиная от директора, заканчивая рабочим. И, как показывает практика, это самые эффективные и длительные отношения.
– У Вас есть какой-то свой секрет в работе с партнерами?
– Никакого секрета нет. Честность, порядочность, открытость – вот, что самое главное.
– По каким параметрам Вы оцениваете потенциальных партнеров?
– В первую очередь, наверно, по платежеспособности (смеется).
– А по каким Вы бы хотели, чтобы оценивали Вас?
– Качество.
– Как Вы думаете, как все-таки воспринимается Ваша компания на рынке: как отечественный или как иностранный производитель?
– Конечно, мы себя считаем отечественным производителем, но с другой стороны, все понимают, что за нашими плечами стоит столетний опыт наших партнеров – компании «De Heus».
– Часто ли «Коудайс МКорма» участвует в отраслевых выставках? И важны ли сейчас специализированные выставки? Что они дают именно Вашей компании?
– Мы постоянно участвуем в двух выставках. Это «VIV Russia» и «Зерно-Комбикорма-Ветеринария». С одной стороны, мы показываем себя, то, чего добились, что мы здесь и никуда не собираемся уходить. С другой – это возможность встретиться и с потребителями, и с поставщиками, и с конкурентами. Пообщаться, узнать новости отрасли.
– Насколько Вам важно такое понятие, как «бренд»?
– Если говорить о премиксах, мы производим продукцию адресного типа. Нет ни одного продукта, который мы бы тиражировали. Каждое предприятие покупает премикс по собственному рецепту. А потому в этом смысле брендирование для нас не важно.
– Максим Анатольевич, руководство крупной компанией требует значительных сил. В чем Ваш источник энергии и вдохновения?
– Я предпочитаю выезжать на природу. Там я и отдыхаю, и получаю тот заряд энергии, который необходим в работе. Люблю охоту, рыбалку. Активную рыбалку (улыбается).
