Главная » Статьи » Давайте обсудим » Витольд ПЕСТИС:«Чтобы кадры оставались на селе и в агробизнесе, должен быть шанс раскрыться…»

Витольд ПЕСТИС:«Чтобы кадры оставались на селе и в агробизнесе, должен быть шанс раскрыться…»

Ветеринария и животноводство №18 (сентябрь) 2013

Над кадровой проблемой на селе ломают головы не первый год, обсуждают на самых разных уровнях, принимают какие-то меры… Но говорить о том, что ситуация исправляется в лучшую сторону, пока не приходится. АПК Беларуси продолжает испытывать острый кадровый дефицит, а  обустройство агрогородков и  прочие «пряники» по-прежнему слабо заманивают на село перспективную молодежь. Рассуждать, кто виноват  – малопродуктивно, а  вот искать ответ на вопрос «что делать?» стоит. А  с  кем обсуждать эту больную проблему в  нашем сельском хозяйстве, как не с  ректором одного из ведущих аграрных вузов страны? Член-корреспондент НАН Беларуси, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, Заслуженный работник образования Витольд ПЕСТИС возглавляет Гродненский государственный аграрный университет не первый год. Но, признается откровенно, никогда еще кадровый вопрос в отрасли не звучал настолько актуально…

– Витольд Казимирович, что же предпринимать? На мой взгляд, ситуация с  кадровым потенциалом в  АПК Беларуси уже не просто тревожная, а  близка к  критической. Или я преувеличиваю?

–  Не думаю, что определение «близка к критической» преувеличено. И ведь нельзя сказать, что все обострилось вдруг, внезапно. Наоборот, копилось долго, исподволь. Меня же ситуация забеспокоила особо несколько лет назад, когда посыпались критические посылы, кивания в  сторону аграрных вузов. На мой субъективный взгляд, была попытка найти крайнего, что в  данном случае  – путь сомнительный, во всяком случае, не позволяющий ни объективно оценить ситуацию, ни выработать действительно эффективные меры по ее исправлению. Увы, но и  сегодня многие говорят  – производственники в  узком кругу, чиновники с  больших трибун  – мол, вузами, техникумами аграрного профиля кадры готовятся «не такими, какими требуются на современном производстве». Мол, молодым специалистам приходится долго адаптироваться к суровым реалиям и так далее… Недостаточная практическая подготовка не позволяет закрепляться на селе: молодые люди, испугавшись первых трудностей, сбегают из отрасли, максимум отрабатывая положенный по распределению срок.

–  Вы считаете такой взгляд односторонним, без глубины проникновения в тему?

–  Именно! Специалистов-аграриев в  Беларуси как раньше готовили, так и  теперь готовят, даже лучше, я сказал бы. Для этого работают несколько аграрных вузов, ссузы, лицеи – то есть в республике есть все условия для обеспечения стабильного притока в  отрасль молодых кадров. Учебный процесс практически постоянно модернизируется: внедрены современные средства передачи контроля знаний, в том числе мультимедийные, все вузы прошли аккредитацию, аттестацию. Сегодня только совершенно не знакомый с учебным процессом в наших вузах рискнет утверждать: дескать, все преподаватели по-прежнему лекции читают по старым пожелтевшим конспектам.

–  Но для кого все эти новации, кому вы пытаетесь передать знания, а  с  ними и  желание пойти по нелегкой стезе специалиста-агрария?

–  Я считаю этот вопрос ключевым. Нужно в  первую очередь смотреть, кто сегодня в  Беларуси поступает в  аграрные вузы? Какой уровень базовой подготовки этих абитуриентов? Не могу не констатировать, как человек, много лет находящийся внутри системы: аграрные вузы комплектуются по остаточному принципу из-за непрестижности специальностей. Каких? Агронома, зоотехника, ветеринарного врача… Их-то как раз и не хватает остро в белорусском агросекторе.

Что говорит статистика? Я проанализировал: по трем предметам и  оценке аттестатов проходной балл на вышеуказанные специальности составляет 110–120. А  на платное обучение вообще зачисляются набравшие до 100 баллов. Другими словами, к  нам приходят изначально люди с  очень низкой базовой подготовкой. Как вы думаете, какие результаты в учебе потом демонстрируют такие абитуриенты? Не более, чем на 6 баллов вытягивают… А из них мы должны подготовить высококвалифицированных специалистов для такой сложнейшей сферы экономики, как сельское хозяйство!

–  Иной раз в  адрес аграрных вузов высказывается и  такой упрек: берете городских вместо того, чтобы делать ставку на сельских ребят…

–  Да, и  этот упрек можно парировать. Посмотрите на статистику. Сколько за последнее время закрылось сельских школ и  сколько классов сохранилось сегодня в  оставшихся учебных заведениях? Отсюда и небольшие наборы в вузы – демография на селе не позволяет иметь богатый выбор абитуриентов. Аграрным вузам зачастую достаются те потенциальные студенты, которые либо приходят только за дипломом, либо городские… Доля же сельских ребят за последние вступительные кампании у нас держится на уровне 20–30%. Из этого ограниченного количества и  приходится както закрывать потребности отрасли в  молодых специалистах.

– Со следующей абитуриентской кампании снова уравниваются шансы горожан и  сельчан. У  последних уже не будет льгот при поступлении. Насколько это оправданный шаг, изменит ли он что-то в  ситуации с комплектованием аграрных вузов?

–  Инициатива, безусловно, интересная, неплохо аргументированная. Однако не могу не сказать так, как есть: на решении проблемы с  кадрами для сельского хозяйства данная новация отразится отрицательно. Возьмем, к примеру, минувшую вступительную кампанию, когда льготы для сельских ребят еще были. Из четырех аграрных вузов план приема выполнили только БГАТУ и ГГАУ. Мы справились, уверен, благодаря большой профориентационной работе. Хотя справедливости ради нужно сказать, что набираем меньше, чем БГСХА или ВГАВМ.

С одной стороны, главным критерием для поступления должны быть знания, и  только. Сельчанин, горожанин – не суть важно. Нужно всем хорошо учиться. Уравнивание шансов, вроде бы, шаг вполне справедливый, но… Надо знать ситуацию с  кадрами в  АПК. Бывая в  хозяйствах, даже экономически сильных, я постоянно слышу: «Дай зоотехника! Дай ветврача!», а у меня его нет…

–  Почему нет?

–  Задумайтесь: чем сегодня гордимся? Открываем, преимущественно, в  городах новые школы и расписываем, сколько там поставлено компьютеров, оргтехники и так далее. На самом деле, повальная компьютеризация уже начинает вылезать боком. Мы должны что-то делать с  культурным, образовательным уровнем наших будущих специалистов! Они же зачастую так привязаны к  современной технике, что без смартфонов, ноутбуков откровенно беспомощны. За быстрым овладением всеми «наворотами» ведь нередко… больше ничего не стоит. Но уровень интеллекта определяется вовсе не умением потреблять готовую информацию. Скорее, нам сегодня нужно думать про личность, созидающую в  своем внутреннем мире новые реалии, умеющую находить выход из сложнейших и производственных, и просто жизненных проблемных ситуаций.

Как-то на одном из совещаний, где я  был, выступал главный зоотехник хозяйства. Неудобно  – человек двух слов связать не может, видно – не начитан… Что уж говорить про способность мыслить, анализировать, работать, в  конце концов, над своим профессиональным уровнем.

Сегодня я  ставлю перед своими коллегами принципиально иную задачу: готовить не просто механических исполнителей, а  организаторов производства, которые бы умели брать на себя ответственность, прогнозировали, просчитывали наперед свои шаги. Дейл Карнеги правильно замечал: «Успех любого дела на 85% зависит от организаторских способностей и только на 15% – от уровня знаний».

– План набора в  ГГАУ удалось выполнить. Но насколько Вы, как ректор, довольны качественным составом первокурсников?

–  Не очень доволен. Хочется, чтобы у  нас превалировали абитуриенты с проходным баллом не 110, а 210–230. Со специальностями экономического профиля, связанными с  переработкой, никаких проблем  – конкурсы и  по два человека на место. А вот агроном, зоотехник…

–  Как же привлечь в  аграрные вузы ребят с  действительно высоким уровнем базовой подготовки?

–  И тут, должен заметить, почти все сброшено на аграрные вузы. Мол, вам нужно, вот вы и  старайтесь, ищите себе абитуриентов. Это  – большая стратегическая ошибка! Одни вузы не могут решить этот вопрос, требующий координации усилий на государственном уровне, на стыке интересов самых разных сфер. Смотрите: сегодня к  нам на распределение приезжает председатель райисполкома и  едва ли не требует: «Дайте хорошего специалиста!» А  мне так и хочется задать один простой вопрос: «А сколько учится в вузе ребят из вашего района?» К сожалению, главы местной власти сегодня решают только текущие задачи  – обеспечить выполнение показателей «молоко  – зерно  – мясо». За просчеты в  достижении прогнозных показателей ругают ой, как строго! Но кто спрашивает за работу на перспективу, за ситуацию с кадрами во  вверенном районе? Много ли руководителей  – хозяйств, районов, сельисполкомов – наведываются в  школы, интересуются, кто из учеников завтра хочет заменить отца, мать на ферме, в поле?

–  Похоже, до сих пор на селе можно услышать примерно такое наставление родителей своим чадам: «Не будешь хорошо учиться – пойдешь в колхоз».

–  Увы, но такая фраза в ходу, ничего не изменилось… Хотя есть и немногочисленные исключения. В принципе, нужно повсеместно действовать так, как делает мнгоопытный председатель СПК «Родина» Белыничского района Александр Лапотентов. Он приходит в местную школу и говорит: если будете хорошо учиться, то получите за счет хозяйства стипендию и  рекомендацию в аграрный вуз. После учебы сюда же вернетесь – дам жилье, работу с неплохой зарплатой! Насколько я знаю, такие подходы позволяют руководителю иметь коллектив примерно на треть состоящий из молодых, перспективных работников. Другие же коллеги Лапотентова, не прикладывая никаких усилий по наращиванию кадрового потенциала хозяйства, кивают на кого угодно, только не на себя.

–  Недавно с  высокой трибуны услышала такую фразу: «Сначала  – жесткий диктат технологий, а уж потом – люди!» Насколько верен такой акцент, на Ваш взгляд?

–  Я сказал бы так: сначала человек, владеющий технологией…

–  Вы давно работаете в сфере аграрного образования. Можете припомнить, чтобы аграрные специальности чисто производственного профиля были так не в почете?

–  Никогда такого не было, уверяю!

–  Ну, не парадокс ли это? Вроде бы, материальная база белорусского АПК в  последние годы обновляется семимильными шагами  – строятся новые фермы, где внедряются современное оборудование, передовые технологии. Почему бы молодым креативным людям не стремиться в  агросектор?

–  Объясняю: раньше не было такого сильного контроля над специалистом. Он обязан постоянно отчитываться перед десятком разных инстанций, которые зачастую не упустят случая сделать его крайним, отвечающим за все просчеты, недоделки. Скажите, в  таких условиях легко ли выдержать? Нет спасения от проверяющих, контролирующих… Это сильно давит на специалиста, не позволяет ему раскрепоститься, творчески раскрыть свой потенциал. В столь жестких рамках можно только банально выживать, а  не созидать некий свой внутренний интеллектуальный продукт. А  без этого нет профессионала!

Многие считают, что кадровая проблема в АПК – из-за низкого уровня зарплат. Конечно, этот фактор нельзя сбрасывать со счетов, однако… Если толковый специалист поставлен в положение лишь незначительного винтика, непременно откажется и  от неплохого заработка! В  чем ошибка? Недооценивается важность самой возможности дать человеку раскрыться.

Как-то довелось присутствовать при жестком распекании одним уважаемым руководителем хозяйства нашего выпускника. Молодой специалист и  полугода не проработал, где-то еще не адаптировался, а на него обрушивается не просто поток критики. Его элементарно уничижают криком, едва ли не бранью. Разве ж это дело? Быть может, после такого холодного ушата человек и принимает решение навсегда уйти из сельского хозяйства?

И другой пример. Направил я  на работу к  уважаемому Илье Петровичу Сенько, в  СПК «Обухово», молодого специалиста. Звоню через некоторое время, интересуюсь, как приживается парень. В  ответ слышу от самого Сенько: «Знаешь, ничего, толк будет, но еще нужно лепить…». Мне импонирует именно такая позиция руководителя, который не ругает вуз, не унижает самого молодого специалиста, а понимает: гениальными специалистами и профессионалами не рождаются! Ими становятся, но для этого система работы с  кадрами  – и  в  отдельном хозяйстве, и во всей отрасли АПК – должна быть выстроена несколько по-иному, чем у нас сейчас.

– Каверзный вопрос. Вы считаете, что допустимо выпускать вузу специалиста, допустим, 80%-ной готовности, а  уж в  хозяйствах пусть доводят до 100%-ного уровня?

–  Конечно, в  идеале нужно выпускать на стадии 100%-ной готовности. Но, к  сожалению, так не всегда получается. Во время учебы может не хватить практической подготовки, ведь что такое – 3–4 месяца практики? Аудиторию не подвинешь к полю, ферме, увы. Но, как бы то ни было, 10–20% вполне реально подтянуть в производственных условиях. Другое дело, что при нынешнем мощном контролирующем давлении специалисту трудно реализовать себя в  отрасли. Все кругом – опекают, курируют, наказывают, указывают… А нужно просто дать человеку спокойно работать! И многое поправится, уверен!

– Связь образования с  аграрной наукой… Легко ли сегодня привлечь молодежь в  аспирантуру, к  серьезной исследовательской работе?

–  Это еще один сложнейший вопрос! Но вуз выполняет свою функцию подготовки кадров для АПК области. Можно сказать, влияет напрямую на аграрную политику региона. При том, что Гродненщина стабильно удерживает лидерство среди областей Беларуси по уровню развития агросектора. Стараемся из того качества абитуриентского состава, которым располагаем, «вылепить» и  хороших специалистов для производства, и отобрать кадры для научно-исследовательской деятельности.

Кто идет сегодня в  науку? Если честно, мало кто решается на такой шаг. Это продолжение той же цепочки: из не очень сильного вчерашнего студента требуется готовить качественного ученого. Скудность ума, ограниченность воображения, слабое понимание того, чем занимается – вот те минусы, которые, увы, отличают многих аспирантов. А других-то – просто нет.

–  Может, в таком случае пытаться привлекать в  аграрное образование и  науку не студентов, а способных молодых практиков?

–  Не пойдут, учитывая скудные зарплаты преподавателей. Разве может доцент с  20-летним стажем, имеющий семью, нормально жить на 4,5 миллиона?

–  При такой ситуации все молодые ученые и  преподаватели посбегают  – либо в  коммерцию, либо в  соседние страны, на заработки…

–  Уже сбегают, и довольно активно. Кто пойдет в науку на 3,5 миллиона даже из хозяйства, где может заработать хотя бы пять?! Если и дальше будет такое материальное стимулирование, то, боюсь, проблема с  комплектованием аспирантуры будет только усугубляться… Не спорю, в  хозяйствах приходится трудиться очень много, но ведь не дело, что главный зоотехник в  сильном хозяйстве получает в  разы (!) больше профессора вуза. Такой перекос в  доходах очень тревожен!

Сегодня много говорится, что наука, в  том числе аграрная, должна сама на себя зарабатывать, не забывая при этом приносить пользу государству. Но нельзя забывать: чтобы наука дала результат, в нее предварительно нужно вложить, причем серьезные инвестиции. Времена Ньютона, когда только упавшее на голову яблоко обеспечивало важное научное открытие, безвозвратно ушли. Нужно четкое понимание этого – на государственном, общественном уровнях…

–  Хорошо подготовленный, ответственный специалист в  любом случае будет востребован. Ведь так?

– Да, грамотный специалист, целеустремленный ученый в  любом случае на себя заработает, уйдя в  частную фирму или отправившись за рубеж. Но будет ли от этого польза своей стране? Поэтому задача государства – простимулировать приток кадров для работы на будущее нашей страны, а  не соседних! Очень трудно отделить сельское хозяйство от всего экономического комплекса Беларуси. Здесь все взаимосвязано.

Как ректор, ориентирую своих коллег, преподавателей, ученых на тесную связь с практикой. Сегодня АПК уже не нужен просто теоретик. Необходим ученый, который находится постоянно в гуще производственной жизни, тех новшеств, которые внедряются едва ли не каждый день. Помогать практикам в освоении новых технологий, предостерегать от каких-то неверных шагов – вот в чем вижу роль ученого-аграрника на современном этапе развития белорусского АПК.

…А  возможность самореализоваться  – тот якорь, уцепившись за который, можем пытаться решать кадровую проблему, в  том числе, и  белорусского села.

–  Большое спасибо, Витольд Казимирович, за проблемный, содержательный разговор!

–  Хорошо, что журнал «Наше сельское хозяйство» поднимает кадровый вопрос в  отрасли с  проблемной стороны. Нужно, на мой взгляд, некоторым СМИ менять подходы в пропаганде, поднятии престижа профессии агрария. Сколько можно, в  самом деле, бездумно восхищаться тружениками полей, ферм, которые якобы должны круглыми сутками пропадать на работе, без выходных? Пора взглянуть на сельские профессии несколько под иным углом! И  пытаться внедрять принципиально иные, более прогрессивные методы организации труда, позволяющие людям в  деревне не чувствовать себя только тягловой рабочей силой. Мы у себя в вузе, ведя профориентационную работу, пытаемся менять акценты. Ясно, что старые подходы в  современных условиях уже не срабатывают…  

Партнеры



ХОЛДИНГ ПЕРВОКЛАССНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ