Главная » Статьи » Наш сад » «Мой Сад» в Столбцах

«Мой Сад» в Столбцах

Агрономия №11 (июнь) 2013

Сад притягивает к себе людей самых разных профессий, большинство из них имеют высшее образование, опыт работы в бизнесе. Но при этом в фермерском садоводстве нет случайных людей  – всех их объединяет любовь к земле, так называемый «инстинкт земледельца». Так произошло и с  Владимиром Александровичем Щекало, который 17 лет занимался международными грузоперевозками в должности замдиректора одной из московский транспортных компаний, пока не почувствовал  – надо что-то менять в жизни. Так «инстинкт земледельца» проснулся еще в одном человеке, который стал отныне главой фермерского хозяйства «Мой Сад». Встречу с этим незаурядным фермером нам помогла организовать Ассоциация «Белсадпитомник» во главе с талантливым руководителем Анатолием Николаевичем Коренько, который поддерживает любые «праведные» начинания в белорусском садоводстве.

– Владимир Александрович, расскажите, что Вас подвигло так кардинально изменить род своей деятельности?

– Два года назад я «созрел» посадить сад. Немного устал от основной работы. Потянуло на землю. Полгода я посвятил изучению опыта польского садоводства. Постепенно осознал, что это мне интересно и что сад  – достойное и прибыльное занятие. Очень помог мне советом и делом председатель ОАО «Агронеманский» Мелешкевич Иосиф Иосифович. И надо сказать, руководство района поверило в мои силы, ведь 60 га – это серьезный замах.

– И все эти гектары Вы планируете отдать под яблоню?

– Нет. Если честно, я не люблю «складывать все яйца в одну корзину», не работаю в одном направлении. Поэтому у меня 30 га яблок и 30 га  – смородины. И планируем еще 30 га взять под аронию – черноплодную рябину.

–  Почему второй основной культурой Вы выбрали именно смородину, а не косточковые, ту же вишню, например?

– Яблоко – привередливая культура, требует большого ухода, а смородина – менее прихотливая, да и менее затратная. Смородина не интересна ни зайцам, ни зверям, ни людям. Поэтому сад у нас в центре, а по краям – смородина как естественный забор. Проанализировав рынок, увидели, что есть спрос на смородину. И в России цена на 20-30% выше, чем у нас, причем спрос очень хороший. Кроме того, если уборка яблок растянута на 3-5 месяцев, то смородину комбайном убрал и вопрос закрыт. Планируем покупку минимум трёх комбайнов на такую площадь. И никаких заемных средств. Пока справляемся своими силами.

– И что уже сделано?

– За год работы уже заложено 19 га сада и 7 га смородины – 28 тыс. кустов. Мы также заложили питомник на 110-120 тыс. саженцев, которыми планируем продолжить закладку сада. Ведь часть земли у нас еще готовится, «ждет своего часа». Мы ее обработали, внесли органику, посеяли масличную редьку. Скоро будем ее скашивать, перепахивать и осенью высаживать саженцы. Сколько посадим – зависит от погоды.

– Да, за год сделано очень много. Как вы справляетесь?

– Все это благодаря управляющему по саду  – Анатолию Чикуну. Такого специалиста я искал очень долго. Оказалось, что в Минской области всего 20 агрономов-садоводов, на которых можно положиться. Но они все в таком возрасте, когда уже не станешь переезжать, менять жизненный уклад. А этот молодой человек родом отсюда, но работал в агрокомбинате «Ждановичи» замначальника цеха садоводства. Я его уговорил, перевез сюда семью.

Нам стало интересно пообщаться с этим молодым специалистом, который помог за столь короткий срок организовать садоводческое хозяйство, да еще на таком высоком уровне.

 – Анатолий Анатольевич, вы действительно проделали большую работу. Расскажите немного про технологию закладки и ухода за садом.

 – Весной 2012 года мы заложили здесь карликовый сад по двум схемам посадки 4×1,20 и 4×0,7. Подвои карликовые и полукарликовые: 62396, М-9, М-26, М-7, 50418 и 57545. Работаем небольшими партиями  – по 5-7 га, потому что постоянно появляются новые сорта, и мы не хотим засадить 30 га чем-то одним и потом не знать, что с этим делать.

– Как выбирали сорта?

– Есть и белорусская селекция (Белорусское сладкое, Алеся, Мечта, Коваленковское), и иностранная (Женева, Фридом, Ханни крисп, Брянское, Имрус). Сорта подбирались с таким расчетом, чтобы около 10% яблок было летнего срока созревания, 30%  – осеннего, 60%  – зимнего срока созревания, урожай которых можно хранить и продавать через полгода. В планах   – строительство хранилища. Без него никак. Сорта смородины выбирали в основном польской селекции, которые ориентированы на механизированную уборку. Саженцы брали у проверенных людей – в фермерском хозяйстве «Новый сад» Пинского района и «Новатор-сад» (Фаниполь). Также часть саженцев мы выращиваем в собственном питомнике.

– Да, посадить со шпалерой – это очень трудоемкий труд! Как планировали работу?

– Прошлой весной посадили сад и поставили половину столбов. На текущий год планируем поставить вторую половину столбов, бамбуковые палки и натянуть проволоку, так как в следующем году уже будет урожай, которым не хочется рисковать.

– По саду, я смотрю, вы в основном используете отгибание?

– Ну почему ж? Здесь обрезка тоже была. Но на первом ярусе отгибание обязательно, потому что практически на всех известных нам подвоях первый ярус создается на всю жизнь дерева. И мы его формируем так, чтобы ветки подчинялись центральному проводнику и по возможности отходили от него на 80-90º. А все остальные ветки, кроме первого яруса, это 4-6-е ветки, которые меняются каждые 3-4 года. Они отплодоносили, мы их срезаем на косой пенек, из него вырастает новая ветка. То есть ежегодная замена 3-5 ветвей – такой цикл повторяется для ежегодного плодоношения. А, как известно, самые вкусные и красивые яблоки – лишь на 2-3-хлетних побегах, они самые продуктивные и урожайные. Поэтому в этом саду, кроме первого яруса, не будет веток старше 4-летнего возраста.

– Сколько планируется срок службы такого сада?

– До 15 лет, потом замена.

–  Какие особенности ухода? Что из химобработок уже сделано, что нет?

– На сегодняшний день (начало июня) уже проведено пять обработок от вредителей, три – от болезней. В баковую смесь добавляли сочетание микроэлементов и магниевую подкормку, чтобы уменьшить стрессовую нагрузку, так как недавно у нас был сильный ветер с ливнем. А дальше схема обработок такая: каждые 8-10 дней   – фунгицидная обработка, если не будет сильных осадков, плюс подкормка.

 –  Более подробно расскажите о подкормках.

 – Ранней весной   – как только снег сошел и можно выйти в сад  – мы вносим почвенно мочевину, чтобы помочь корню. Далее даем еще одну хорошую дозу мочевины либо аммиачной селитры. А затем в каждую химобработку добавляем микроудобрения в хелатной форме для некорневых подкормок. Это не такие большие расходы, а результат   – налицо. Такая подкормка будет до середины лета. Потом азот вносить уже нельзя. На зиму обязательно раскладываем шторм, 15 м в ряду.

– А мыши досаждают?

– Да, если они уж «вобьются», то сад можно потерять за год. Поэтому с мышами боремся регулярно от начала осени и до зимы.

– Я заметил опилки между деревьями в ряду. Это для чего?

– Так как подвои карликовые, а полива у нас нет, то решили замульчировать почву опилками. Это спасает от сорняков, а в засуху   – еще и от недостатка влаги. Как правило, хватает одной обработки глифосатом ручным ранцевым опрыскивателем.

 – Не боитесь работать глифосатом?

– Нет, если соблюдать все меры безопасности, работать аккуратно, в безветренную погоду рано утром или поздно вечером. Со второго года уже можно обрабатывать. Главное, чтобы ствол был покрашен, не было корневой и стволовой поросли и чтобы первый ярус не свисал низко, иначе риск ожога достаточно велик.

– Опилки вы перекапываете или оставляете?

– Нет, мы их не трогаем. Опилки имеют свойство перегнивать, поэтому на второй-третий год их становится значительно меньше, и потом по ним мы будем вносить перепревший навоз.

– Про капельное орошение думаете?

– Не просто думаем, но всерьез планируем.

Оно окупает себя за год. Есть разница: или собрать по осени «орешки» и отдать на винзавод, или собрать хороший урожай и получить ощутимую прибыль?

– Я  вижу, у вас трава в междурядьях сеяная. Это мало кто практикует.

 – Мы решили пойти таким путем и сделали искусственное залужение. Получился замечательный газон из мятлика, райграса и белого клевера.

 – Да, Владимир Александрович,  –  обращаемся мы снова к главе фермерского хозяйства.  – Толковый у Вас управляющий. А сколько еще людей работает в саду?

– В штате у нас 10 человек. Прополка, удаление конкурентов, «обшмыгивание», работа в питомнике, управление техникой, химзащита, обкашивание, культивация – на эти работы есть постоянные люди. Плюс берем желающих из центра занятости или студентов, когда надо быстро выполнить большой объем работ. Тех, кто хочет работать, мы стараемся обеспечить работой.

Вот так в Столбцовском районе буквально за полтора года появился современный интенсивный сад европейского уровня  – не только по технологиям закладки и ухода, но и по принципам грамотного, хозяйского подхода с чувством ответственности за свое дело. Глядя на ухоженные посадки, было очевидно, что этот сад был заложен не просто для галочки выполнения очередной Программы и выбивания бюджетных средств. У этого сада есть будущее, ведь в него вложены не только собственные деньги, но и душа. А это – самое главное.

Беседовал Владимир Исаенко

Партнеры