Главная » Статьи » Экономика » Сельское хозяйство Беларуси и ВТО. Взгляд эксперта

Сельское хозяйство Беларуси и ВТО. Взгляд эксперта

Агрономия №11 (июнь) 2013

Как повлияет вступление России в ВТО и создание Таможенного союза на белорусский агросектор? Эта тема поднималась не только белорусскими специалистами во время проведения «Белагро-2013», но и международными экспертами на презентации выставки AGRITECHNICA-2013 в Минске.

В предыдущем номере «НСХ. Агрономия» мы коротко анонсировали интересное выступление, сделанное кандидатом экономических наук Вячеславом Евсеевым, директором Центра по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования (г. Москва). По мнению авторитетного эксперта, уже сейчас можно говорить, что после вступления России в ВТО рыночная конъюнктура по отдельным сельскохозяйственным товарам стала меняться. В частности, за последние 4 месяца 2012  года в Россию увеличился импорт:

Впрочем, «Минсельхоз России полагает, что сложно сделать однозначный вывод о негативном влиянии ВТО» (на рост импорта по вышеназванным позициям – Прим. НСХ).

В чем же главная сложность для белорусских аграриев? Дело в статусе. Пока российский агропром при активном содействии государства уже начал адаптироваться к реалиям ВТО, белорусскому приходится лишь напряженно ждать. И, конечно же, присматриваться, а как государство помогает российским коллегам пережить сложный период адаптации? Главным инструментом, сообщил Вячеслав Евсеев, следует признать Государственную программу развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы. Россия сразу же взяла курс на опережающее наращивание мер государственной поддержки АПК, разрешенного так называемой «зеленой корзиной» ВТО. Возможно, считает эксперт, будут приняты решения о программах продовольственной помощи и социального питания.

Предусмотрены и целый ряд налоговых льгот, которыми могут воспользоваться российские аграрии, чтобы ВТО не сильно ударило по их финансовым интересам:

1.  Установление (бессрочно) ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0%.

2.  Установление 10%-ной ставки НДС при реализации племенного скота и племенного биоматериала на период с 1 января 2013-го и по 31 декабря 2017 года.

3.  Освобождение фермеров и ИП от НДФЛ при получении производственных субсидий и грантов по программам поддержки начинающих фермеров и строительства семейных животноводческих ферм.

4.  Продление срока пользования организациями потребительской кооперации единым налогом на вмененный доход.

5.  Предоставление льгот по налогу на прибыль в сфере сельскохозяйственного страхования.

Влияние членства России в ВТО принесло такие объективные перемены для экономики Беларуси:

общее снижение тарифной защиты в рамках Таможенного союза, приведшее к росту конкуренции с зарубежными производителями на рынках и Беларуси, и России;

требования СФС и техрегулирования должны соответствовать правилам ВТО;

Беларусь не получает преимуществ от механизмов ВТО с точки зрения доступа на внешние рынки.

Эти перемены, скорее, можно отнести к проблемным позициям, нежели к благоприятным для белорусского агросектора. Но есть и два обстоятельства, которые можно считать более оптимистичными, а именно:

Беларусь сохраняет возможность использования сельхозсубсидий.

Белорусские товары, вероятно, смогут подпадать под программы продовольственной помощи и социального питания в России.

Что же белорусам делать, как наиболее эффективно воспользоваться периодом ожидания? Ждать, что вступление Беларуси в ВТО будет быстрым, вряд ли приходится. И дело не в политических моментах, хотя и они могут оказывать определенное влияние. Переговоры о вступлении России растянулись на 18 лет, став самыми продолжительными за всю историю ВТО, и нет никаких поводов думать, будто бы Беларуси удастся сократить сроки. В конце концов, нам же выгоднее, если вступим в эту организацию не наспех, а серьезно подготовив, в частности, свой агросектор к необходимости работать по законам свободной торговли. Одним словом, советует Вячеслав Евсеев, надо учитывать фактор того, что тарифные обязательства Беларуси не окажут существенного воздействия на тариф Таможенного союза. Казахстан – яркий тому пример.

Прежде, чем вступать в ВТО, считает эксперт, Беларуси стоит:

добиваться высоких показателей поддержки сельского хозяйства в рамках «желтой корзины»;

готовить специалистов по тематике ВТО в органах власти, отраслевых союзах и ассоциациях;

изучать практику использования «зеленой корзины».

Подготовила Инна Гармель

Наша справка.

Корзины бюджетной поддержки сельского хозяйства ВТО

Соглашение по сельскому хозяйству ВТО делит все меры поддержки на запрещенные, разрешенные и меры, подлежащие сокращению, (так называемые меры «голубой», «зеленой» и «желтой» корзины).

В  «зеленую» корзину входят меры внутренней поддержки сельского хозяйства государством, не оказывающие прямого влияния на увеличение производства и ограничение торговли. К таковым мерам принято относить:

Желтая (янтарная) корзина ВТО  – меры поддержки государства, стимулирующие агропроизводство и оказывающие прямое (искажающее) воздействие на торговлю сельскохозяйственной продукцией. Сюда относятся:

Именно по этой позиции шли переговоры России в рамках сельского хозяйства. В результате условия, на которых Россия договорилась о вступлении в ВТО, составляют всего 9 млрд долларов в 2013 году со снижением совокупных мер поддержки до 4,4 млрд долларов к 2018  году. Впрочем, Россия и без ВТО умудрялась «перевыполнять» эти требования: за последние 3 года поддержка сельского хозяйства не превышала 4,4 млрд долларов. Для сравнения: государственные субсидии сельскому хозяйству в других странах в 2008 году:

Партнеры