Продолжая тему бесплужной обработки почвы в Беларуси, поднятую на страницах нашего журнала кандидатом сельскохозяйственных наук Вострухным Н. П. и другими учеными, мы решили спросить мнение непосредственно у практика — Овчинникова Сергея Анатольевича, главного агронома ОАО «Агрокомбинат «Южный» Гомельского района (на момент интервью - февраль 2013 года). Хотелось бы отметить, что специалист южного региона стал редким исключением, когда об этой технологии говорится с позитивным реализмом, не с «религиозным» популизмом, столь характерным для многочисленных сторонников отказа от плужной обработки.
— Сергей Анатольевич, можно несколько слов о предприятии?
— Хозяйство располагает 7062 га сельско-хозяйственных угодий, из них 5876 га пашни. Распаханность пашни — 83%. Растениеводческая отрасль хозяйства работает на обеспечение кормами имеющегося поголовья животных — 27 тыс. голов свиней и 5 тысяч голов КРС.
— Скажите, до Вашего прихода в хозяйство здесь применяли ресурсосберегающие технологии?
— Нет.
— И что Вас подвигло на подобные перемены?
— В первую очередь, в условиях нашей Гомельской области — это борьба за сохранение влаги в почве и, как ни странно это звучит, борьба с застаиванием воды на поверхности полей. Также пользу от применения «минималки» я вижу в том, что благодаря широкозахватной и производительной технике мы укладываемся в оптимальные сроки обработки, сева. Кроме того, активизируются биологические процессы в почве, защищая землю от эрозии и сохраняя ее плодородие. Немаловажно и то, что сокращается количество проходов тяжелой техники по почве.
— У вас на полях есть плужная подошва?
— Она пока есть, но мы стараемся бороться с ней, применяя глубокое рыхление.
— Каковы объемы минимальной обработки почвы в хозяйстве с учетом столь короткого периода её внедрения?
— Из 5876 га плуг применяем на 1500 га, или на 25% пашни. Хотелось бы полностью перейти на бесплужную систему, да не позволяет уровень механизации. Кроме того, из-за больших площадей кукурузы (2100 га) плугом вынуждены решать проблему кукурузного и лугового мотылька. Ну и конечно, плугом разделываем пласт многолетних трав.
— Первым элементом успешного применения минимальной обработки, по мнению её последователей, является поддержание севооборота. Как обстоит ситуация у вас в хозяйстве?
— Специализация хозяйства вынуждает идти на некоторые перекосы, но стараемся работать в этом направлении. Основная наша кормовая культура — кукуруза — 1800 га. Озимый клин состоит из зерновых — 1560 га и рапса — 850 га. Яровые возделываем на 3118 га. Есть польдерные земли, на которых получаем сено и кукурузу на силос. Работаем с многолетними травами: клевера, люцерна.
— Есть ли место в вашем севообороте зернобобовым?
— Зернобобовые — это 200 га пелюшки с подсевом поддерживающих зерновых культур (ячменя, пшеницы). При этом нормы высева — согласно рекомендациям, а не как во многих хозяйствах — для отчётности. Бобовые — это белок, животных не обманешь.
— Сою пробовали выращивать?
— Пробовали, но пока имеющиеся в наличии сорта не показывают стабильного вызревания. Тот же горох полевой дает большую отдачу.
— Судя по поголовью животных на предприятии, у вас не должно быть проблем с органикой.
— Вносим около 15 т/га органических удобрений отечественной машиной МТУ-18. При этом на вновь вводимых в пашню землях (заброшенные участки) заделываем до 250 т/га.
— Перейдем к механизации. Чем проводите минимальную обработку?
— Более эффективны в наших условиях чизельные агрегаты, основное требование к которым — это наличие комплекта сменных лап для различных целей (основная обработка, глубокое рыхление и т. д.). В этом плане эффективны агрегаты Köckerling (имеющийся в хозяйстве), Amazone, Väderstad. Из отечественных, как ни удивительно, вполне отвечает требованиям традиционный КЧ-5,1.
— Под какие культуры используете чизельную обработку?
— Озимые пшеница и рапс.
— Какое место в ваших технологиях занимают столь популярные в республике дискаторы?
— Работаем дисками БДТ. Используем их для заделки органики, лущения стерни. Основное требование — диметр диска, который должен быть не менее 60 см.
— А как же легкие дискаторы или с меньшим диаметром дисков?
— Они более эффективны только в переходном периоде к минимальной обработке почвы.
— Чем проводите сев основных культур и химическую защиту?
— Используем посевную машину Horsch Pronto, Kverneland, Lemken. При этом должное внимание уделяем её агрегатированию с трактором в зависимости от ширины захвата — 4-хметровый агрегат можно цеплять за МТЗ-2025, 6-тиметровый — за МТЗ-3022 ДС. Из техники, которую видел в работе, по надежности хорошее впечатление оставляет Väderstad Rapid 600. Опрыскивание культур проводим прицепным опрыскивателем Berthoud с шириной захвата 24 метра.
— Чем отличается система защитных мероприятий на пашне при переходе на минимальную обработку почвы?
— Безусловным требованием должно быть отсутствие многолетних сорняков. Поэтому здесь обязательно вносить глифосаты. Ну и конечно, желательно использовать оригинальные препараты, химическая чистота которых обуславливает их более высокую биологическую и хозяйственную эффективность.
— В системе минимальной обработки передовые страны для влагосбережения и в качестве разрыва между злаковыми культурами активно используют пожнивные культуры. Каково Ваше отношение к ним?
— Если говорить о пожнивных культурах мы поступаем несколько иначе. Ни для кого не секрет, что после уборки рапса в любом случае за жаткой комбайна наблюдаются потери семян. Впоследствии такие поля после лущения стерни представляют собой аналог посева пожнивных культур. И потом, чередование культур у нас таково, что возделывать пожнивные культуры нецелесообразно из-за недостатка теплых дней для их вегетации.
— Сергей Анатольевич, благодарю Вас за интересные ответы. Успехов Вам и высоких урожаев.
— Спасибо.
Подготовил Владимир Исаенко
В следующих номерах мы расскажем про опыт польских фермеров по применению бесплужной обработки почвы.